Резьбовой длиннофокусный объектив на резьбу М42, Б/У
Цена: 804 Грн
Существует много модификаций объектива марки «Юпитер-11″:
- ЗК 1:4 F=13.5cm П (1948), дальномерный вариант, посадочная резьба М39, так называемый ‘Зоннар Красногорский’
- Юпитер-11-1 4/135
- Юпитер-11А 4/135 черный, со сменным хвостовиком, представленный в данном обзоре
- Юпитер-11 4/135 белый, с посадочной резьбой М39 для зеркальных камер
- ЮПИТЕР-11 4/135 АВТОМАТ, со специфическим байонетом для камер Киев-10 и Киев-15
- Юпитер-11 4/135 для фотоаппаратов марки ‘Старт’ со своим, специфическим байонетом
- Юпитер-11 1:4 f=13,5cm П белый, с посадочной резьбой М39, для зеркальных камер
- Юпитер-11 4/135 белый, с посадочной резьбой М39, для дальномерных камер марки ‘Зоркий’
- ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КОМЗ
- ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КМЗ
- ЮПИТЕР-11 4/135 с байонетом Contax-Киев RF для дальномерных камер ‘Киев’ производства КОМЗ
Варианты объектива с написанием имени латиницей ‘Jupiter-11′ мне не встречались, но говорят что были и экспортные Юпитер-11. Больше всего интересен именно вариант Юпитер-11А, представленный в данном обзоре — он имеет сменный хвостовик и его проще всего установить на любую современную зеркальную камеру. Разные варианты объективов отличаются оправой корпуса, МДФ, методом работы диафрагмы и рабочим отрезком. Юпитер-11 так и не был обновлен до версии с мультипросветлением и имеет обычное однослойное просветление. А вот его ‘старшего’ брата, Юпитер-37А 3,5/135 можно найти в мультипросветленном варианте.Какой переходник нужен для современных зеркальных камер Nikon и объектива Юпитер-11А смотрите в разделе ‘Старая оптика -> Объективы со сменным хвостовиком‘. Как пользоваться старыми объективами на любой ЦЗК Nikon найдете в разделе ‘Старая оптика ->Как использовать старые объективы на современных цифрозеркальных камерах Nikon ‘. Пожалуйста, не задавайте в комментариях вопросов по типу ‘Подойдет ли Юпитер-11А на мой Nikon D3100′, все ответы по совместимости и принципу работы найдете по ссылкам, указанным выше. Как использовать старые объективы на Canon найдете здесь. Для других систем тоже найдутся соответствующие переходники.
Объектив имеет металлическое кольцо фокусировки, которое вращается приблизительно на 270 градусов. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1 метр, в отличии от 1.2 м у Юпитер-37А. При фокусировке передняя линза не вращается, а хобот заметно удлиняется. Для фокусировки используется обычная линейная схема перемещения линзоблока. На корпусе есть шкала дистанции фокусировки и шкала ГРИП для F4, 8, 16 и 22. Есть метка инфракрасного сдвига.
Отличительной чертой объектива является 12-ти лепестковая диафрагма, которая создает практически ровные ‘кружочки’ в зоне нерезкости. Диафрагму можно регулировать плавно, без остановки на фиксированных значениях. Жаль, но лепесткидиафрагмы имеют металлический отблеск, что только создает лишние переотражения в середине объектива. Для управления диафрагмой возле передней линзы объектива имеется специальное кольцо. Мало кто знает, но с помощью кольца управления диафрагмы также можно выполнять предварительную установку диафрагмы. Чтобы выполнить предварительную установку диафрагмы, нужно перевести диафрагму в положение F/22, потом надавить на кольцо диафрагмы в сторону байонета, повернуть до нужного значения и отпустить. После такой манипуляции диафрагма будет работать в диапазоне от F/4 до установленного значения. Это очень приятная и полезная функция для быстрой наводки на резкость на максимально открытом положении, и последующей съемки на нужном фотографу значении F. Точно такой же механизм имеется и уЮпитер-37А.
Экземпляр, который побывал у меня на обзоре имеет серийный номер №741021 (судя по номеру и логотипу, он был изготовлен на казанском оптико-механическом заводе), его корпус сильно потерт, но краска не начала вылущиваться. Весь объектив выполнен из металла и стекла, сборка на очень высоком уровне — честь и хвала былым стандартам. На корпусе объектива находится надпись ‘Made in USSR’. Юпитер-11А может страдать избытком масла на лепестках диафрагмы — масло может попасть на внутренние поверхности линз.
Ко мне объектив приехал на обзор в черном родном футляре вместе с чудесной металлической блендой. Бленда вкручивается в резьбу под светофильтр (диаметр 52мм). Большая редкость, что бленда может быть вкручена задом-наперед, правда при этом полностью теряется доступ к кольцам фокусировки и управления диафрагмой.
Сейчас Юпитер-11А продают чуть дешевле, чем Юпитер-37А. Разница в светосиле между F/3.5 и F/4.0 составляет всего треть стопа поэтому Юпитер-11А может быть нормальной заменой Юпитер-37А, но я все же советую потратить чуть больше средств, и приобрести МС версию Юпитер-37А. Рекомендую небольшую заметку Дмитрия Евтифеева про Юпитер 37А 135/3,5 vs Юпитер 11А 135/4.
На кропнутых камерах Nikon DX ЭФР объектива будет составлять почти 203мм, что многим пользователям может показаться слишком длинным и не практичным фокусным расстоянием. Мне объектив очень понравился своими небольшими размерами, а ведь это все таки 135 мм фокусного расстояния!
Параметры приведенных в галерее фото:
Все снято на Nikon D700. Накамерный JPEG L (сжатие ‘оптимальное качество’), без обработки. Функции: контроль виньетирования, ADL, подавление шума на длинных выдержках, подавление шума на высоких ISO — были выключены. Все снято в режиме управления снимками SD (стандартный режим): поправка контраста — 0, яркости — 0, насыщенности — 0, оттенка — 0, резкость — позиция 5 из 10. Использовался баланс белого: ‘Авто’. Размер фотографий был уменьшен до 3-х МП.
Итоги
Юпитер-11А 135/4 может служить объективом для творчества. Имеет слабоватую для фикса светосилу. Существует достаточно много недорогих японских объективов класса 135/2.8, более светосильных чем этот Юпитер, и из за этого более предпочтительны. Сам объектив хорошо изготовлен, но оптически не совсем идеален из-за слабой работоспособности в контровом свете и хроматических аберраций. Также объектив имеет желто-зеленоватую советскую ‘бутылочную’ цветопередачу, характерную для многих старых объективов с однослойным просветлением. В целом объектив во многом похож на своего старшего брата — Юпитер-37А 3.5/135. При этом считается, что Юпитер-11 является одним из лучших советских портретных объективов.
Ставим лайк :) Обзор для Радоживы, как обычно, подготовил Аркадий Шаповал.
А еще у этого объектива замечательная бленда, о которой стоит пару слов сказать отдельно.
1. Она может накручиваться на объектив обратной стороной. Но лучше этого не делать, т.к. если ее заклинит, то выкручивается она вместе с передним блоком линз, который абсолютно не за что ухватить, чтобы скрутить бленду.
2. Бленда разборная, стакан снимается и остается реверсное кольцо 52/52 мм, которое позволяет из этого Юпитера и любого Гелиоса-44м-… собрать макрообъектив.
3. На кропе 1,5 и больше эта бленда отлично работает на тех же Гелиосах-44М-… (ФР 58 мм) без заметного виньетирования. Пробовал на Гелиосе-81Н (50 мм)- тоже виньетки не видно.
2. Бленда, которая была у меня на обзоре не разбирается, либо для этого стоит приложить нечеловеческие усилия.
3. Любая бленда от 135-тки будет служить на кропе и блендой для полтинника, от того же Юпитер-37А я так и использую ее на Г-81Н.
2. Да, закручена она хорошо, я сорвал стакан с основания как раз когда пытался снять заклинившую бленду.
3. Но не для любого полтинника. Например, на минолте MD 50/1.7 на открытой уже была заметна виньетка, видимо, как раз из-за большего относительного отверстия.